Единого мнения о трансплантации и донорстве органов в Исламе нет.
Приводим ряд цитат по вопросам трансплантации и донорства по мнению Исламских богословов.
Верховный совет улемов в Эр-Рияде, Саудовская Аравия, 1982
Донорство и трансплантация органов приемлемы, если они были сочтены необходимыми с медицинской точки зрения.
Восьмая сессия Академии фикха Всемирной мусульманской лиги (Мекка, Саудовская Аравия), 1985.
Донорство и трансплантация органов совместимы с Исламом.
Совет исламского фикха Организации Исламский совет (Амман, Иордания), постановление № 3/07/86, 1986.
Донорство органов «отвечает интересам людей и общества и способствует сотрудничеству, состраданию и самоотверженности».
Общепризнанный сирийский ученый Мухаммад Саид Рамазан Бути пишет: основа всех вещей является дозволенность, кроме случаев, когда на запрещенность указывает какое-нибудь доказательство. Если один человек добровольно сдает другому кровь, то нет никакого доказательства, указывающего на то, что это запрещено. Более того, это относится к добродетели. В Коране говорится о том, чтобы мы помогали друг другу в добре и набожности. Также дела обстоят и с пересадкой органов. В основе своей это дозволено. Например, когда кто-либо добровольно отдает свою, к примеру, почку кому-либо, опираясь на мнение врачей-специалистов, что это не принесет ему вреда, и жизнь его не подвергнется смертельной опасности. (Из книги Маа-Насс, стр. 55).
Шейх Салих Аль-Мунаджид: «Мы не думаем, что пересадка части печени относится к тому, в чем разногласят большая часть ученых (т.е. тех, кто запретил пересадку в общем) о правовом статусе донорства органов. Наоборот, мы считаем, что этот вопрос относится к тому, в дозволенности чего единогласие ученых, потому что печень восстанавливается после того, как возьмут ее часть в качестве донорской, и снова станет целой после короткого промежутка времени. Это слова больших специалистов специализирующихся на пересадке печени. Поэтому это подобно донорству крови, в дозволенности которой все согласны, по той причине что она восстанавливается». [См. «Суаль уа джауаб», 112757]
С портала «Islam Today»
Вопрос: Допустимо ли донорство органов?
Ответ: В Священном Коране и хадисах нет прямых текстов о трансплантации органов и тканей. Ввиду отсутствия подобных вопросов во время первых муджтахидов и факихов, не были затронуты хукмы (правовые решения) вопросов, связанных с донорством. Тем не менее в нашей религии имеются общие положения и правила, которые выведены согласно Корану и сунне. Решения новых вопросов факихи выводили, основываясь на этих общих правилах, проводя аналогию (кияс) с подобными вопросами, решение которых известно. В вопросе пересадки органов и тканей хукм выявляется аналогичной методикой.
Как известно, человеческая сущность высокочтима. Аллах отличил её среди других творений. Поэтому при нормальных условиях не допускается использование органов и частей тела мертвых либо живых людей, потому что это противоречит высокочтимости и почетности человека (Касани, Бадаи’ус-Санаи’, V, 125; Ибн Кудама, аль-Мугни, I, 107; Ибн Нуджайм, аль-Бахрур-Раик, VI, 88). Однако в случаях необходимости, в зависимости от природы и степени необходимости, этот хукм может меняться. Ханафитские учёные давали фетвы о допустимости вспарывания живота мертвой матери для спасения живого ребенка в её чреве; пересадки костей, когда сломанную кость человека нельзя лечить другими методами; вскрытия мертвых (с согласия родственников), чтобы обеспечить диагностику и лечение неизвестных болезней; использования части мертвого человека, чтобы спасти живого (Ибн Кудама, аль-Мугни, VIII, 356; Фатаваи Хиндие, V, 360).
По вопросу о трансплантации органов шейх Ахмад Кутти издал следующую фатву: «Трансплантация органов разрешена в Исламе, если она совершается в разрешенных рамках, предписанных Шариатом. Ученые оговорили следующее в качестве условий для донорства:
Условия, касающиеся живого донора.
- Он должен быть в здравом уме, чтобы суметь самому для себя правильно решать.
- Он должен быть взрослым, и лучше, чтобы не моложе 21 года.
- Он должен сделать это по собственному убеждению, а не под принуждением.
- Орган, который он отдает, не должен быть таким, от которого зависит его собственное здоровье или жизнь.
- Запрещена трансплантация половых органов.
Условия, касающиеся умершего донора.
- Это разрешено сделать только после получения согласия донора до его смерти.
- Если согласие донора не было получено до его смерти, то это можно сделать с согласия ближайших родственников покойного, которые уполномочены принимать такие решения от его имени.
- Это должен быть орган или ткань, которые по медицинским показаниям могут сохранить или поддержать жизнь другого человека.
- Орган должен быть изъят у покойного сразу после его смерти.
- Органы можно изымать и у жертв автокатастроф, личность которых не была установлена, но это можно делать только с соответствующего решения суда».
Д-р Музаммиль Сиддик добавляет:
«Очень важно заметить, что большинство учёных разрешило только бесплатное донорство человеческих органов, но не их продажу. Они считают, что продажа человеческих органов нарушает право людей на достоинство и честь, а потому является харамом.
… мусульманин ни в коем случае не должен продавать свои органы».
Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России призывает граждан страны поддержать практику посмертного изъятия органов для трансплантации, поскольку это может спасти человеческие жизни, говорится в официальном заявлении организации в связи с обсуждением проекта федерального закона о донорстве органов.
«Несмотря на многие недочеты, которые следует доработать в самое ближайшее время, будущий закон преследует высоконравственную, в полном смысле слова богоугодную цель — спасти чью-то жизнь…. Если есть способ укрепить чью-то распадающуюся плоть, предотвратить чью-то преждевременную кончину, мы должны использовать все существующие возможности для этого», — говорится в заявлении, подписанном председателем ЦДУМ верховным муфтием Талгатом Таджуддином.
Как отметил Таджуддин, каноны ислама утверждают «необходимость всех мер медицинской помощи, в том числе и трансплантацию органов, несомненно, при согласии самого донора или его ближайших родственников». «Если есть хотя бы самый малый, самый ничтожный шанс для спасения — он должен быть реализован», — говорится в заявлении.
ЦДУМ России призвало всех, кто имеет отношение к принятию этого закона, «учесть духовно-нравственные традиции народов нашей страны, максимально исправить формальные несовпадения и временные условности по непосредственной процедуре посмертного изъятия органов, обратить внимание на особенности работы как государственных, так и коммерческих медицинских учреждений, будущие организационные и юридические трудности данных процессов, проблемы, связанные с детским донорством».
«Любая жертва не должна быть напрасной, и мы должны минимизировать потери в этом благородном деле», — говорится в заявлении одной из трех крупнейших централизованных мусульманских организаций РФ.