Ислам

Единого мнения о трансплантации и донорстве органов в Исламе нет.
Приводим ряд цитат по вопросам трансплантации и донорства по мнению Исламских богословов.

Верховный совет улемов в Эр-Рияде, Саудовская Аравия, 1982

Донорство и трансплантация органов приемлемы, если они были сочтены необходимыми с медицинской точки зрения.


Восьмая сессия Академии фикха Всемирной мусульманской лиги (Мекка, Саудовская Аравия), 1985.

Донорство и трансплантация органов совместимы с Исламом.


Совет исламского фикха Организации Исламский совет (Амман, Иордания), постановление № 3/07/86, 1986.

Донорство органов «отвечает интересам людей и общества и способствует сотрудничеству, состраданию и самоотверженности».


Общепризнанный сирийский ученый Мухаммад Саид Рамазан Бути пишет: основа всех вещей является дозволенность, кроме случаев, когда на запрещенность указывает какое-нибудь доказательство. Если один человек добровольно сдает другому кровь, то нет никакого доказательства, указывающего на то, что это запрещено. Более того, это относится к добродетели. В Коране говорится о том, чтобы мы помогали друг другу в добре и набожности. Также дела обстоят и с пересадкой органов. В основе своей это дозволено. Например, когда кто-либо добровольно отдает свою, к примеру, почку кому-либо, опираясь на мнение врачей-специалистов, что это не принесет ему вреда, и жизнь его не подвергнется смертельной опасности. (Из книги Маа-Насс, стр. 55).


Шейх Салих Аль-Мунаджид: «Мы не думаем, что пересадка части печени относится к тому, в чем разногласят большая часть ученых (т.е. тех, кто запретил пересадку в общем) о правовом статусе донорства органов. Наоборот, мы считаем, что этот вопрос относится к тому, в дозволенности чего единогласие ученых, потому что печень восстанавливается после того, как возьмут ее часть в качестве донорской, и снова станет целой после короткого промежутка времени. Это слова больших специалистов специализирующихся на пересадке печени. Поэтому это подобно донорству крови, в дозволенности которой все согласны, по той причине что она восстанавливается». [См. «Суаль уа джауаб», 112757]


С портала «Islam Today»

Вопрос: Допустимо ли донорство органов?

Ответ: В Священном Коране и хадисах нет прямых текстов о трансплантации органов и тканей. Ввиду отсутствия подобных вопросов во время первых муджтахидов и факихов, не были затронуты хукмы (правовые решения) вопросов, связанных с донорством. Тем не менее в нашей религии имеются общие положения и правила, которые выведены согласно Корану и сунне. Решения новых вопросов факихи выводили, основываясь на этих общих правилах, проводя аналогию (кияс) с подобными вопросами, решение которых известно. В вопросе пересадки органов и тканей хукм выявляется аналогичной методикой.

Как известно, человеческая сущность высокочтима. Аллах отличил её среди других творений. Поэтому при нормальных условиях не допускается использование органов и частей тела мертвых либо живых людей, потому что это противоречит высокочтимости и почетности человека (Касани, Бадаи’ус-Санаи’, V, 125; Ибн Кудама, аль-Мугни, I, 107; Ибн Нуджайм, аль-Бахрур-Раик, VI, 88). Однако в случаях необходимости, в зависимости от природы и степени необходимости, этот хукм может меняться. Ханафитские учёные давали фетвы о допустимости вспарывания живота мертвой матери для спасения живого ребенка в её чреве; пересадки костей, когда сломанную кость человека нельзя лечить другими методами; вскрытия мертвых (с согласия родственников), чтобы обеспечить диагностику и лечение неизвестных болезней; использования части мертвого человека, чтобы спасти живого (Ибн Кудама, аль-Мугни, VIII, 356; Фатаваи Хиндие, V, 360).


По вопросу о трансплантации органов шейх Ахмад Кутти издал следующую фатву: «Трансплантация органов разрешена в Исламе, если она совершается в разрешенных рамках, предписанных Шариатом. Ученые оговорили следующее в качестве условий для донорства:

Условия, касающиеся живого донора.

  1. Он должен быть в здравом уме, чтобы суметь самому для себя правильно решать.
  2. Он должен быть взрослым, и лучше, чтобы не моложе 21 года.
  3. Он должен сделать это по собственному убеждению, а не под принуждением.
  4. Орган, который он отдает, не должен быть таким, от которого зависит его собственное здоровье или жизнь.
  5. Запрещена трансплантация половых органов.

Условия, касающиеся умершего донора.

  1. Это разрешено сделать только после получения согласия донора до его смерти.
  2. Если согласие донора не было получено до его смерти, то это можно сделать с согласия ближайших родственников покойного, которые уполномочены принимать такие решения от его имени.
  3. Это должен быть орган или ткань, которые по медицинским показаниям могут сохранить или поддержать жизнь другого человека.
  4. Орган должен быть изъят у покойного сразу после его смерти.
  5. Органы можно изымать и у жертв автокатастроф, личность которых не была установлена, но это можно делать только с соответствующего решения суда».

Д-р Музаммиль Сиддик добавляет:

«Очень важно заметить, что большинство учёных разрешило только бесплатное донорство человеческих органов, но не их продажу. Они считают, что продажа человеческих органов нарушает право людей на достоинство и честь, а потому является харамом.

… мусульманин ни в коем случае не должен продавать свои органы».


Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России призывает граждан страны поддержать практику посмертного изъятия органов для трансплантации, поскольку это может спасти человеческие жизни, говорится в официальном заявлении организации в связи с обсуждением проекта федерального закона о донорстве органов.
«Несмотря на многие недочеты, которые следует доработать в самое ближайшее время, будущий закон преследует высоконравственную, в полном смысле слова богоугодную цель — спасти чью-то жизнь…. Если есть способ укрепить чью-то распадающуюся плоть, предотвратить чью-то преждевременную кончину, мы должны использовать все существующие возможности для этого», — говорится в заявлении, подписанном председателем ЦДУМ верховным муфтием Талгатом Таджуддином.
Как отметил Таджуддин, каноны ислама утверждают «необходимость всех мер медицинской помощи, в том числе и трансплантацию органов, несомненно, при согласии самого донора или его ближайших родственников». «Если есть хотя бы самый малый, самый ничтожный шанс для спасения — он должен быть реализован», — говорится в заявлении.
ЦДУМ России призвало всех, кто имеет отношение к принятию этого закона, «учесть духовно-нравственные традиции народов нашей страны, максимально исправить формальные несовпадения и временные условности по непосредственной процедуре посмертного изъятия органов, обратить внимание на особенности работы как государственных, так и коммерческих медицинских учреждений, будущие организационные и юридические трудности данных процессов, проблемы, связанные с детским донорством».
«Любая жертва не должна быть напрасной, и мы должны минимизировать потери в этом благородном деле», — говорится в заявлении одной из трех крупнейших централизованных мусульманских организаций РФ.